6-дм. пушка в 35 калибров длиной

6-дм./35 пушка на палубе одного из крейсеров русской эсадры, Чифу, 1895 г.

6-дм. пушка длиной в 35 калибров на палубе
одного из крейсеров русской эскадры, Чифу, 1895 год.

6-дм. пушка длиной в 35 калибров стала первым из новой для своего времени линейки морских орудий, выпускавшихся на Обуховском сталелитейном заводе (ОСЗ). Отличительной особенностью их стало увеличение длины для получения больших начальных скоростей снарядов. Автором проекта новой пушки являлся капитан корпуса морской артиллерии А. Ф. Бринк. Орудие имело скреплённую конструкцию с пятью слоями скрепляющих колец и кожухом и снабжалось поршневым затвором. Первая партия таких орудий была заказана ещё в 1885 году, но в силу ряда технологических сложностей в работе со скрепляющими кольцами с конической поверхностью и увеличенной длиной, которые требовалось надевать в горячем состоянии, её изготовление затянулось до конца 1887 года. Орудия устанавливались на гидравлические станки Вавассера-Дуброва в двух исполнениях — на центральном и на бортовом штыре и на бортовые гидравлические станки Креля. Такими пушками были вооружены черноморские броненосцы «Екатерина II», «Чесма», «Синоп», балтийский «Император Александр II», крейсера «Адмирал Нахимов», «Память Азова», «Адмирал Корнилов».

В 1885 году представители ОСЗ А. А. Колокольцов (начальник завода) и Н. В. Калакуцкий обратились к английскому инженеру Лонгриджу с просьбой составить для ОСЗ чертёж орудия, скреплённого проволокой, с соответствующими вычислениями. Чертёж вскоре был получен, и по инициативе завода началось изготовление опытного орудия. В 1887—1888 годах орудие сделало на полигоне 1000 выстрелов, затем было переделано с заменой внутренней трубы и некоторым изменением конструкции, после чего выдержало ещё 500 выстрелов. По изменённому образцу было заказано восемь пушек для броненосца «Император Николай I», две для корвета «Скобелев» и две для канонерских лодок «Отважный» и «Гремящий».

В дальнейшем А. А. Колокольцовым был предложен проект двухтрубной 6-дм. пушки, состоявшей из основной трубы со скреплением из 36 рядов проволоки и кожухом, в которую вставлялась внутренняя труба из мягкой стали, что позволяло её легко заменить при достижении значительного износа. Таких двухтрубных пушек было изготовлено всего 18: одна пробная, восемь для броненосца «Наварин», семь для «Георгия Победоносца» и по одной для канонерских лодок «Отважный» и «Гремящий». Смысл в подобном многообразии моделей одного и того же орудия был — появлялась возможность на практике оценить различные системы скрепления: орудия со скреплением кольцами имели большую продольную жёсткость, но и отличались большим весом; проволочные пушки были легче, но в силу своей конструкции более подвержены колебаниям при выстреле.

На протяжении всей службы орудие оставалось исключительно на вооружении кораблей флота за единственным исключением. В 1911 году 14 таких пушек были сданы с крейсера «Адмирал Корнилов» в Кронштадтский порт для обращения в лом, но в 1913 году в силу нехватки береговых 6-дм. пушек Канэ были отремонтированы в Кронштадтском арсенале, переданы Военному ведомству и затем направлены в Выборгскую крепостную артиллерию. Их решено было использовать на батареях, защищавших подходы к проливу Бьёрке-зунд: четыре орудия на острове Туппурансари, шесть на батарее у деревния Хяркяля у северного входа в пролив и ещё четыре на батарее Хумалйоки у южного входа. В РГА ВМФ есть замечательное дело, где перечислены все номера снятых с «Адмирала Корнилова» орудий с подробным описанием состояния каналов (стволы №№ 24, 31, 33, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 51). Но, к сожалению, сведений о распределении орудий по батареям пока обнаружить не удалось.

Фрагмент проектного чертежа батареи Хумалйоки, сентябрь 1913 г.

Фрагмент проектного чертежа обеспеченной от штурма батареи на 4—6-дм. пушки 35 калибров длиною на станках Вавассера от 4 сентября 1913 года — будущая батарея Хумалйоки, построенная, правда, в более упрощённом виде. Тем не менее, здесь хорошо видно орудие на временном деревянном основании. С чертежом можно ознакомиться на сайте Национального архива Финляндии 

После отделения Финляндии батареи у Бьёрке-зунда были захвачены финнами, и все 14 орудий попали в их руки. Судя по историческим фото, станки их подверглись модернизации для увеличения угла возвышения и обеспечения большей дальности стрельбы. В дальнейшем своё вооружение сохранила только батарея Хумалйоки, которая активно поддерживала правый фланг линии Маннергема в ходе Зимней войны 1939—1940 годов, а при отступлении финских войск в феврале 1940 года её орудия были взорваны. Пушки с батареи Хяркяля ещё до Зимней войны дважды меняли позицию — сначала их переместили на Ладожское озеро, затем в западную чать Финского залива, где ими были вооружены батареи Липертё (2 орудия) и Бокулла (3 орудия) в районе Турку. Пушки с батареи Туппурансаари также были сняты в 1936 году. В двухорудийных батареях они использовались на Онежском и Ладожском озёрах, причём на последнем на разных позициях, а батареи неоднократно меняли обозначение.

В настоящее время в Свеаборге сохранилось орудие № 48  — то самое, с крейсера «Адмирал Корнилов». А в 1980 году японцы подняли ещё одно орудие с крейсера «Адмирал Нахимов» и установили его  на острове Цусима на месте высадки уцелевшей части команды крейсера.

Описание орудия, руководства службы...

[1] Так обозначены страницы. Номер страницы предшествует странице.


Выдержки из двухтомного «Курса морской артиллерии» И. А. Яцыно с описанием вариантов пушки, затворов и станков. С.-Петербург, 1900—1901 гг.

 

2021 Design by AVA