[182]

[...]

ГЛАВА IV
Устройство бортовых гидравлических станков
для 6-дм. пушек длиною в 35 калибров.

90. Станок состоит из двух гидравлических цилиндров (черт. 84 и 85) A, связанных между собою коробчатою связною подушкою. Оба цилиндра имеют вверху полуцилиндрические гнёзда для помещения цапф орудия, причём цапфы сверху закрываются надвижными горбылями; каждый из цилиндров имеет во всю длину с наружной стороны [183] зацепы (черт. 87 a), которые захватывают за платформу; зацеп этот составляет одно целое с цилиндром; нижняя внутренняя сторона каждого цилиндра имеет по всей длине прилив, который изменяет собою направляющую планку обыкновенных станков.

Черт. 84. Орудие на бортовом станке

Черт. 84.

 

Черт. 85. Бортовой станок, продольный разрез

Черт. 85.

91. Платформа состоит из:

1) Станин B (двух), связанных переднею и заднею [184] связными досками. Каждая станина имеет в верхней части коробку, в которой помещены накатные роульсы b (черт. 87).

Черт. 86. Бортовой станок, план

Черт. 86.

Правая станина в задней части, а левая в передней части, имеют упоры c для закрепления в них штоков поршней. [185]

2) Роульсов d; ими платформа стоит на погонах. Каждый роульс вращается на оси, укреплённой в щеках поворотной вилки e.

В каждом приливе имеется стопор f для удержания вилки в желаемом положении.

З) Буферов (черт. 86) g; в передней связной доске платформы укреплены два буфера, служащие для уменьшения удара станка при его накате. Буфера эти состоят из пружин Бельвиля, одетых на стержни, проходящие через переднюю связную доску платформы.

4) Прилива h с проушиной для боевой петли; проушина составляет одно целое с переднею связною доскою, и через отверстие её проходит болт t, соединяющий боевую петлю с платформою.

5) Боевой петли k; она соединяется со штыровым основанием штыром l, проходящим через отверстие боевой петли в гнездо штырового основания.

Черт. 87. Поперечный разрез станины и цилиндра. Подъёмный механизм

Черт. 87.

92. Подъёмный механизм (черт. 87) состоит из:

1) Подвески m, прикреплённой к орудию с правой стороны.

2) Зубчатой подъёмной дуги n, надетой на цапфочку подвески.

3) Подъёмного колеса o, сцепляющегося с зубцами подъёмной дуги. Это колесо вращается на оси, укреплённой в приливе правого цилиндра.

4) Передаточного колеса p, соприкасающегося с зубцами подъёмного колеса. Оно скреплено осью q, проходящею через прилив правого цилиндра и кошух. На эту ось между колесом и приливом на оси надета пружина Бельвиля. [186]

5) Винтового колеса r, надетого на ось передаточного колеса и соединяющегося с нею дисками.

6) Дисков s — медных и стальных; они соединяют винтовое колесо с осью передаточного колеса таким образом: ось передаточного колеса имеет шпонки, на которые надевают стальные диски так, что они вращаются вместе с осью. В промежутки между стальными дисками помещены медные диски, свободно вращающиеся вокруг оси; они имеют в верхней части вырезы, которыми эти диски соединяются со шпонками, имеемыми на внутренней поверхности винтового колеса. На конец оси навинчивается гайка, которая, нажимая на винтовое колесо, сдавливает между собою медные и стальные диски. Разжатие же дисков производится действием бельвилевской пружины.

Такое сцепление винтового колеса с осью необходимо для того, чтобы части его не могли ломаться при откате орудия.

Нажатие дисков друг на друга должно быть такое, чтобы во время сдачи подъёмной дуги, при выстреле, вращение передавалось одной лишь оси с её стальными дисками, не поворачивая в то же время винтового колеса; поворот винтового колеса повлёк бы за собою повреждение бесконечного винта и вала, на котором бесконечный винт одет. В то же время, нажатие дисков между собою должно быть такое, чтобы при вращении винтового колеса вращалась и ось передаточного колеса.

7) Бесконечного винта t, сцепляющегося с винтовым колесом; он сидит на валу u и соединён с ним шпонкою таким образом, что может свободно двигаться вдоль вала по пазу. Передний конец вала свободно вращается в отверстии кожуха, а задний конец переходит через отверстие прилива, имеемого в задней части станины платформы. На наружный конец этого вала надевается штурвал, при вращении которого бесконечный винт будет вращать винтовое колесо, а оно трением дисков друг о друга заставит вращаться вал передаточного колеса, которое и будет поднимать или опускать казённую часть пушки. [187]

93. Поворотный механизм (черт. 85 и 86) состоит из:

1) Ходового колеса r, сцепляющегося с зубчатым погоном.

2) Поворотного вала, проходящего через втулку, прикреплённую снизу к платформе.

3) Винтового колеса w, надетого на верхнюю часть поворотного вала.

4) Бесконечного винта х, сцепляющегося с винтовым колесом; он надет на вал, проходящий сквозь обе станины платформы.

5) Пвредаточныж колёс y:малых — расположенных внутри платформы и одетых на оба конца вала беcконечного винта, и 2 больших — укреплённых на отдельных осях в станинах платформы, сцепляющихся с малыми передаточными колёсами.

6) Рукояток z (двух), одеваемых на головки валиков поворотных колёс. Вращая рукоятки в ту или другую сторону, поворотный механизм будет двигать платформу вправо или влево.

94. Компрессор (черт. 88) гидравлический; он состоит из:

1) Двух медных цилиндров A, служащих, как выше было указано, в то же время и станинами ставка.

Черт. 88. Цилиндры компрессора

Черт. 88.

Правый цилиндр в передней части имеет отверстие для выпуска воздуха при наливании жидкости в цилиндр, закрываемое пробкою; передний конец цилиндра закрывается крышкою. На внутренней поверхности каждого цилиндра, во всю длину его, расположены по два диаметрально [188] противоположных паза, имеющих направление винтовой линии.

Левый цилиндр в задней части закрывается золотниковою коробкою a1 (черт. 85 и 86).

2) Стальных поршней b (двух) (черт. 85 и 88), состоящих из штока и двух дисков на концах их; на дисках имеется два сегментообразных выреза, глубина которых не одинакова, а именно: глубина вырезов в дисках поршня правого цилиндра больше глубины вырезов в дисках поршня левого цилиндра.

Свободные концы штоков проходят через упоры, укреплённые для правого штока в задней части платформы, а для левого в передней части. В этих упорах штоки крепятся гайками так, что они остаются неподвижными при движении станка во время наката и отката.

3) Клапанов c1 (бронзовых) (черт. 89), помещённых в желобах каждого поршня. Для удобного надевания клапанов на поршни они сделаны из двух половинок, соединённых между собою винтами.

Черт. 89. Клапаны

Черт. 89.

Эти клапаны могут свободно поворачиваться между дисками и имеют на поверхности два выступа, которыми ходят по пазам, сделанным на внутренних поверхностях цилиндров. Кроме выступов клапана имеют по окружности по два выреза, которые, совпадая с такими же вырезами дисков, образуют просветы для прохода жидкости из одной части цилиндра в другую. Это полное открытие будет тогда, когда поршни будут находиться в задней части цилиндров‚ т. е. когда орудие будет придвивуто к борту.

4) Сальников (черт. 88) (двух), помещённых у правого цилиндра в задней, а у левого в передней части; они закрывают отверстия цилиндров, и через них проходят [189] штоки. Каждый сальник состоит из втулки e1, ввинчиваемой в цилиндр, наружной гайки f1, ввинчиваемой во втулку и нажимающей на просальник кожаного воротника g1, и внутренней гайки h1, нажимающей на кожаный воротник.

Черт. 90. Золотниковая коробка

Черт. 90.

5) Золотниковой коробки a (черт. 90), прикреплённой к левому цилиндру к задней части; она имеет золотник с пружиною, крышку k1, стопор с ручкою l1 и внизу отверстие. Золотник закрывает проход из пустоты коробки в нижнее отверстие; стопор помещается в вертикальном канальце и запирает проход жидкости из пустоты коробки через верхний горизонтальный каналец в нижний, который проходит к нижнему отверстию коробки под пятку золотника; крышка служит для закрывания верхнего отверстия, через которое наливается жидкость в цилиндры.

6) Соединительной трубы m1 (черт. 86 и 88); она соединяет оба цилиндра и прикрепляется одним концом к нижнему отверстию золотниковой коробки, а другим к задней части правого цилиндра.

95. Действие компрессора. В момент выстрела орудие вместе с цилиндрами пойдёт назад, вследствие чего клапана, идя своими выступами по пазам цилиндра, будут поворачиваться; так как штоки остаются неподвижными, то просветы, образуемые вырезами клапанов и дисков поршня, будут постепенно закрываться клапанами до тех пор, пока, орудие не остановится, причём вырезы в поршневых каналах расчитаны так, что скорость истечения олеонафта через них в каждый данный момент отката будет одна и та же, отчего и сопротивление цилиндров откату орудия будет постоянное во всё время отката. Но, так как при откате шток правого цилинцра будет входить [190] в него и своим объёмом станет вытеснять жидкость из цилиндра, она пойдёт по соединительной трубе в левый цилиндр, из которого шток будет в то же время выходить, и объём которого вследствие этого будет увеличиваться.

При откате жидкость, идя по соединительной трубе в левый цилиндр, встретит в золотниковой коробке золотник с пружиною, который от давления на него жидкости сожмёт пружину, приподнимется, и тогда жидкость пойдёт в левый цилиндр.

При накате же, который совершается вследствие веса орудия и уклона платформы, действие компрессора будет обратное: жидкость, вытесняемая из левого цилиндра, не пойдёт под клапан, так как она сама на него нажимает, но пойдёт через верхний горизонтальный каналец под пятку стопора, если он поднят, в нижний горизонтальный каналец и по соединительной трубе в правый цилиндр. Если стопор будет завинчен (опущен), то жидкость через верхний горизонтальный каналец в нижний пройти не может, и тогда станок останется в отодвинутом положении.

Черт. 91. Помпочка

Черт. 91.

96. Помпочка (черт. 91) служит для отодвигания станка от борта и ввинчивается в золотниковую коробку на место крышки; она состоит из:

1) Коробки n1, которая ввинчивается в золотниковую коробку. Коробка имеет пустоту, в которой помещается поднятая из цилиндра жидкость.

2) Скалки p1 с каналом, который вверху имеет кран q1 для выпуска воздуха.

Верхний конец скалки имеет проушину.

3) Коромысла r1, помещённого в проушины скалки и соединённого с нею болтом.

4) Мотыля s1; верхний конец его прикреплён к концу коромысла, а нижний вращается на болту, проходящем через проушину мотыля и прилив обоймы.

5) Обоймы t1, навинчиваемой на верхнюю часть коробки; она имеет два прилива, в которых вращаются мотыль и стопорная планка. [191]

6) Стопорной планки u1, служащей для соединения коромысла с корпусом помпочки в то время, когда помпочка не должна работать.

7) Просальника v1, помещённого в верхней части корпуса помпочки: он служит для того‚ чтобы жидкость не могла просачиваться между скалкою и отверстием, через которое она проходит.

8) Гайки w1, ввинчиваемой в верхнюю часть помпочки и нажимающей на просальник.

9) Втулки с семью канальцами x1, закрывающей нижнее отверстие помпочки.

10) Пружинных клапанов y1 (четыре)‚ помещаемых внизу в боковых канальцах помпочки; они удерживаются от выпадания втулочками, завинчиваемыми снизу помпочки. Каждая из этих втулочек имеет пять канальцев.

97. Действие помпочки. Для того, чтобы помпочка могла действовать‚ нужно в золотниковой коробке заменить клапан сплошной клапаном, имеющим центральный канал, и поместить в верхнюю его часть золотник. Затем, отделив стопорную планку, надеть на коромысло рычаг, открыть кран для выпуска воздуха в верхней части скалки, и, качнув несколько раз рычагом, заставить выйти из помпочки воздух. После этого следует запирать кран и начинать качать; при этом при подъёме скалки под нею образуется разреженное пространство, вследствие чего олеонафт будет подниматься из соединительной трубы по центральному каналу клапана золотниковой коробки, приподнимет в нём золотник и пойдёт через канальцы [192] втулки во внутреннюю полость помпочки. При движении скалки вниз олеонафт из помпочки вытеснится через канальцы, запираемые пружинными клапанами, в отверстия втулочек и оттуда попадёт в золотниковую коробку и в левый цилиндр. Как только скалка достигнет своего нижнего положения, пружинные клапаны, надавливаемые пружинками, снова закроют отверстия, сообщающие полость помпочки с полостью золотниковой коробки.

Помпочка может быть оставлена на месте и на время стрельбы, причём рычаг с коромысла должен быть снят, и само коромысло соединено с обоймою посредством стопорной планки.

98. Осмотр компрессора перед стрельбою состоит в том, что отодвигают стаок до половины от борта и, вложив деревянный брус между упором в платформе и левым цилиндром, вывинчивают помпоску из золотниковой коробки и смотрят, имеется ли олеонафт в должном количестве, т. е. до нарезки для крышки.

Затем смазывают маслом штоки поршней.

Если будет замечено просачивание олеонафта в месте прикрепления золотниковой коробки к левому цилиндру, то следует подвинтить гайки болтов, прикрепляющих эту коробку, или переменить кожаную прокладку.

Если покажется течь олеонафта через крышку у правого цилиндра, то надобно её подвинтить или переменить кожаную прокладку.

Если же течь покажется через сальники во время стрельбы, то причиной этого будет воротник, который в зтом случае надо осмотреть, и, если нужно, то и переменить. Если течь через сальники появится не во время стрельбы, то в этом случае надо подвернуть медные втулки, сжимающие асбестовую набивку в сальниках; если же от этого течь не прекратится, то следует или переменить асбестовую набивку или прибавить её.

99. Механизм для отодвигания станка с платформою от борта внутрь судна (черт. 85 и 86) состоит из: [193]

1) Ходового винта L, проходящего через отверстия приливов передней связи платформы и боевой петли К. Винт этот удерживается от вращения и сдвигания шпонкою, имеемою в приливе боевой петли, и двумя гайками, навинченными на передний конец ходового винта впереди боевой петли. Ходовой винт расположен внутри платформы.

2) Винтового колеса M, навинченного на ходовой винт. Оно расположено между переднею связью платформы и упором так, что может только вращаться на ходовом винте, но не свинчиваться с него; упираясь в то же время в упор платформы, оно заставит её двигаться по направлению ходового винта, назад.

3) Бесконечного винта N, сцепляющегося с винтовым колесом; он надет на вал, вращающийся в подшипниках, укреплённых в станинах платформы.

4) Передаточного колеса P, насаженного на конец вала бесконечного винта.

5) Поворотного колеса Q, сцепляющегося с передаточным колесом и утверждённого на вале, проходящем сквозь станины. На этот вал одеваются рукоятки, при вращении которых в ту или другую сторону бесконечный винт заставит вращаться винтовое колесо; оно же, упираясь при свинчивании в упор, будет отодвигать платформу от борта и, обратно, упираясь в передний прилив связной доски, будет двигать платформу к борту.

При отодвигании платформы от борта роульсы платформы должны быть повёрнуты по направлению прямых погонов {2}.


 

2021 Design by AVA